Арсен Ричинский – особая фигура в истории Украинской Церкви ХХ века. С одной стороны – это выдающийся теоретик украинского церковно-освободительного движения. С другой – человек страждущего жизненного пути, святость которого заверенная нашей Украинской Автокефальной Православной Церковью. Одной из главных проблем современного украинского церковного движения – это нехватка собственной идеологии, а затем – попытка построить нашу церковную жизнь за ошибочной, московской, матрицей. В этом году исполняется 330 лет со времен российского плена Украинской Церкви. Вхождение в юрисдикции Московского Патриархата (1686) стало настоящей катастрофой для нашей Церкви. И не только потому, что таким образом были существенно ограничены права нашей Церкви, но и потому, что все эти годы плена Киевской Митрополии она погибала и погибает духовно и культурно.

Падение коммунистической власти и распад советской империи стал как бы временем независимости и торжества Украинской Церкви. Одна за другой начали выходить из-под юрисдикции (пропитанной духом советизации) РПЦ украинские православные приходы. Началось мощное движение за автокефалию. Возродилась при содействии Украинской православной диаспоры наша Украинская Автокефальная Православная Церковь. Прошло 27 лет с момента выхода из-под власти Москвы первого православного прихода. И что же мы видим сейчас?.. Обнаглевшие и циничные невежды в рясах. Превращены в торговые «точки» прихода. Духовные школы, образовательная стоимость дипломов которых измеряется в «условных единицах». Епископат, который не только не пишет научных произведений, но даже не читает книг, не обладает литературным языком, не способен к ясному изложению своих мыслей. И все это, к сожалению, уже в пределах нашей – формально независимой от Москвы, но зависимой от средств ее олигархов – Церкви.

Есть какая-то глобальная несправедливость в том, что УАПЦ, за возрождение которой положили свою жизнь новомученники нашей Церкви, существует сейчас в таком печальном формате. Каждое воскресене почитая устами этих святых людей, мы почти каждый день изменяем их память в своей жизни. И все же из этого, преданного нами источника, может прийти действительно, уже не формальное, а внутреннее обновление нашей Церкви. Роль наследия святого исповедника веры Арсена Ричинского здесь уникальна. Ведь вся жизнь этого человека была посвящена изобретению истинной, не искаженной московией, украинской церковной традиции.

Украинскому читателю давно доступен главный текст святого Арсения – «Проблемы украинского религиозно сознания», который был впервые напечатан 1933 и несколько раз перепечатывался в Украине в постсоветское время (2000, 2002 и 2009 гг). Однако, несмотря на все усилия ушедшего в Боге Митрополита Мефодия, по благословению и средствах которого появлялись в мир эти издания, богословское наследие святого Арсена Ричинского до сих пор по-настоящему не востребовано украинским широким церковным кругом.

Блестящий интеллектуал, человек глубокой веры и преданности Церкви, Арсен Ричинский вполне заплатил за каждое слово своих текстов. Четыре раза его арестовывали польские власти (1922, 1925, 1935, 1939). Десятью годами концлагерей (1939-1949) «наградила» украинского идеолога оккупационная советская власть. Бессрочную ссылку в Кызыл-Ординской области Казахской ССР с запретом возвращения в Украину.

26 августа 2009 волей Архиерейского Собора УАПЦ под руководством Блаженнейшего Митрополита Мефодия было принято решение засчитать исповедника веры Арсена Ричинского к лику местночтимых святых. Это решение нашей Церкви безусловно имело историческое значение. Впрочем, как это всегда бывает, было критически воспринято некоторыми церковными деятелями. Не обошлось и без публичных обвинений в попытке получить политическую выгоду от канонизации, используя ее как способ популяризации определенной мировоззренческой позиции (на что прозрачно намекал в своей публикации «Подводные рифы канонизации» бывший иерарх УАПЦ, а ныне неприсоединённый член УГКЦ Игорь Исиченко). И всем, кто хорошо знал Блаженнейшего Митрополита Мефодия и его отношение к Арсену Ричинскому, было понятно: почитание украинского праведника было искренним и не имело ничего общего с политическими манипуляциями. «Было бы ошибкой, – писал Митрополит Мефодий, – воспринимать канонизации исповедника веры врача Арсена Ричинского как попытку догматизировать определенный взгляд на историю и содержание Украинского Православия. Причисления к лику исповедников веры было осуществлено нами не с целью популяризации наследия этого выдающегося ученого и борца за автокефалию нашей Церкви, а ввиду на его тяжелую жизнь: включая его праведную кончину, когда святой Арсений пожертвовал собственной жизнью, спасая мать с новорожденным ребенком ».

2006г., За три года до канонизации, мне по благословению тогдашнего Предстоятеля нашей Церкви, в должности первого помощника, которым я работала, посчастливилось принять участие в исторической экспедиции в Казахстан, в результате которой были эксгумированы останки Арсена Ричинского и были перевезены в Тернополь и перезахоронены на городском кладбище возле с. Подгородное.

Экспедиция была сложной. Но благодаря нашей настойчивости и содействию президента Нурсултана Назарбаева и посольства Украины в Казахстане миссию удалось завершить. Это было почти самое ответственное задание, которое я выполняла за свою «церковную карьеру». Блаженнейший Митрополит Мефодий очень волновался и переживал за нашу миссию. Я очень боялась не оправдать доверие Блаженнейшего и не справиться. И условия экспедиции, скажем откровенно, были весьма тяжелыми.

И все же, несмотря на все сложности, нам удалось вернуть в Украину останки украинского страдальца – великого сына украинского народа Арсена Ричинского, на почве богословских и историко-культурологических трудов которого, верю, вскоре состоится возрождение истинной, аутентичной традиции Киевского Православия.

Председатель Фонда памяти Блаженнейшего Митрополита Мефодия

Наталья Шевчук