Из книги “Исторический путь УАПЦ”. Александер Воронин
Издательство “Воскресение”, Кенсингтон, США, 1992

ПОПЫТКИ СОЗДАТЬ СВОЮ ИЕРАРХИЮ

Российские иерархи категорически отказывались поставлять в епископы кандидатов, которых предлагали православные украинцы. Впоследствии оказалось, что митрополит Антоний Храповицкий еще в конце 1918 года заставил всех своих епископов подписать письменное заявление о том, что они останутся верными Русской Церкви и не присоединятся к автокефалии. Архиепископ Полтавский Парфений Левицкий, давний сторонник украинизации Православной Церкви в Украине, согласился в августе 1920 года взять под свою опеку украинские православные приходы, и его начали поминать на богослужениях, как митрополита УАПЦ. Дело казалась на хорошей дороге: нужно было еще хотя бы одного благосклонного епископа, и проблема собственной иерархии была бы решена.

Но тут опять вмешался российский епископат на Украине. На его притязания, Московский патриарх Тихон прислал в Киев своего экзарха – архиепископа Михаила Ермакова, злого врага украинского. В феврале 1921 года собор епископов в Киеве лишил священнечьего сана всех священников Украинских парафий издал постановление о ликвидации ВПЦ Рады и Союза украинских парафий. Было начато интенсивное давление на архиепископа Парфения, и он, не выдержав испытания, отошел от украинцев. Все дальнейшие попытки найти иерархов, которые согласились бы свершить чин хиротонии, терпели неудачу.

Итак, возрожденная Украинская Автокефальная Православная Церковь дальше оставалась без всякого епископа. Ситуация была критическая – Церковь пользовалась большой популярностью, постоянно вырастали новые приходы, но для них не было священников и некому было их рукоположить.

Между тем, Всеукраинская Православная Церковная Рада проводила подготовку к Первому Всеукраинскому Церковному Собору, который должен быть завершить движение за возрождение Украинской Автокефальной Православной Церкви. Собор должен быд ликвидировать «епископско-самодержавный устрой Церкви», что образовался в течение веков в царской империи и вывести Украинскую Церковь на путь полной независимости, восстановления ее самобытности.

СОБОР ВОЗРОЖДЕНИЕ УАПЦ

Первый Всеукраинский Православный Церковный Собор открылся в Киеве в святой Софии 14 октября 1921. На него съехались со всей Украины 472 делегата, среди них 64 священники, 17 диаконов и представители парафий. Среди делегатов было много выдающихся украинских общественных, культурных и научных деятелей. На соборе предпринята еще одна попытка найти общий язык с Русской Церковью в лице патриаршего экзарха митрополита Михаила Ермакова. Но он решительно отказался принять участие в соборе и рукоположить для возрожденной Украинской Автокефальной Православной Церкви первых епископов. В ответ на окончательное обращение собора экзарх заявил: “Я гадюк в епископы не посвящаю”. Когда растворилась эта последняя надежда на возможность взаимопонимания и традиционное поставление иерархов, собор обратился к практике древних времен, когда в некоторых Церквях, например в Церкви Александрийской, рукоположение происходило всем собором и порой даже без участия епископов. Историческое основание этого шага обосновал в своем докладе выдающийся украинский богослов Владимир Чеховский. Протодиакон Василий Потиенко, позднее председатель Всеукраинского Православного Церковного Совета, заключает: “Вывод из доклада В. Чеховского был таков: Тихоновский епископат Русской Церкви на Украине идет против воли Церкви и не хочет сделать ей услугу традиционной рукоположения для нее епископов за ее избранием, поэтому Всеукраинский Собор, с твердой верой в наличие в него Наивысшего Архиерея – Христа и в полноту даров Святого Духа, имеет полное догматическое и каноническое право, оставаясь непоколебимо на православной почве, рукоположить выбранного епископа-митрополита всесоборным рукоположением с возложением рук своего пресвитерства”.

Митрополитом Киевским и всея Украины Первый Всеукраинский Православный Церковный Собор избрал достойного кандидата – протоиерея Василия Липковского, а его заместителем – протоиерея Нестора Шараивского.

23 октября состоялось торжественное соборное рукоположение митрополита Василия. “Наступил главный, самый важный момент, – рассказывает протодиакон Василий Потиенко. – Избранник собора становится у правого угла святого престола на колени, ему на голову кладут большое Евангелие в златокованой оправе, раскрывают его, все священники кладут руки на Евангелие; от священников до солеи две цепочки рук диаконов, на солее две цепочки рук старших, от диаконов ко всем делегатов собора… а дальше каждый делегат положил правую руку на левое плечо своего соседа. И все на коленях, склонив головы.

Из алтаря слышен голос протоиерея Нестора Шараивского: “Божественная благодать, всегда немощи лечит и недостачи пополняет, посвящает через возложение рук нашего почетного протоиерея Василия на архиепископа и митрополита Киевского и всея Украины Украинской Автокефальной Православной Церкви. Помолимся же за него, чтобы сошла на него благодать Всесвятого Духа”…

…И, наконец, на солее появляется архиепископ Василий, митрополит Киевский и всея Украины. Он благословляет людей дикирием и трикирием на все стороны, люди встают с колен. Люди видят перед собой найденного первоиерарха своей Церкви признак полноты церковной жизни, символ объединения украинского народа, видят своего духовного предводителя. Большой исторический акт произошел».

Хотя участники этого исторического акта шли по примеру древней Александрийской Церкви, они не исключали освященного многовековой практикой и зафиксированного в церковных канонах правила, кандидат на епископа должен быть поставлен руками трех, или не менее двух, епископов. Они признали, что соборное поставленные митрополита Василия Липковского, а затем епископа Нестора Шараивского, было вынужденным актом и записали в принятых собором канонам УАПЦ, что в дальнейшем все епископские хиротонии происходить согласно традиции Вселенской Православной Церкви. Таким, давно принятым в Православной Церкви способом, в течение следующих дней был посвящен еще четырех епископов.

Враги ухватились за факт неизвестной в Церкви после первых веков христианства всесоборного рукоположения епископов для безумной кампании очернения и бесславили возрожденную Украинскую Автокефальную Православную Церковь. Украинских епископов называли “самосвятами” и “безблагодатными”, а возглавленную ними Церковь, как “Самосвятский”. Но народ не поверил в эти враждебные клевету и объединился вокруг своего избранника, митрополита Василия Липковского. Нет сомнения, что когда-то, когда вопрос благодатности иерархов УАПЦ 1921 будет рассматриваться на объективном, свободном от любых предубеждений, всеправославному церковном форуме, их свидетелями будут, как выразился архиепископ Иоанн Теодорович, “святость намерений участников соборного акта и сила их дерзновенной всепобеждающей веры”. И тоже, надо добавить, их мученическая смерть, которой они освятили эту вдохновенную веру.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УАПЦ

Всеукраинский Православный Церковный Собор провозгласил автокефалию одной из основных принципов возрожденной Церкви. “Украинская Православная Церковь, – провозглашается в канонах 1921 года, – которую принудительно и против-канонически московская царская власть лишила автокефалии, которая морально и канонически всегда оставалась автокефальной, а постановлением Всеукраинской Православной Церковной Рады от 5 мая 1920 фактически восстановила свою автокефалию полностью, есть автокефальная, никакому духовному правительству других Православных Церквей неподчиненная и сама распоряжается своей жизнью”.

Двумя другими основными принципами УАПЦ были соборноправность и украинизация. Соборноправность означает участие всех членов Церкви – епископов, священников и мирян – в решении вопросов церковной жизни и деятельность через своих представителей в руководящих органах Церкви. Украинизация, или ународнение Церкви, то есть всестороннее сближение ее с народом, включая введение украинского языка в богослужение и все другие сферы церковной жизни, развитие проповедничества, церковного пения. Все это привлекало к возрожденной Церкви народные массы, ограбленые длинной духовной неволей.

ГОДЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

В первые годы после Собора Украинская Автокефальная Православная Церковь быстро развивалась и распространялась по всей Украине. В городах и селах основывались украинские парафии. Быстрыми темпами увеличивалось духовенство. Священниками становились учителя, кооператоры, интеллигенция разного состояния, бывшие военные царской, а затем украинском армий, выходцы из крестьянских масс. По данным документов руководящих органов Церкви, количество священников достигло 1500, а количество приходов – 1100.

Епископат УАПЦ вырос за время существования Церкви до 34 человек. Были между украинскими иерархами выпускники духовных академий и университетов, люди с научными дипломами, университетские профессора, многие священники, рукоположенных еще до революции. Епископы были духовными руководителями в назначенных им церковных округах. Большое значение для роста возрожденной Церкви имели епископские визитации. Митрополит Василий Липковский, пока власть позволяла, неутомимо объезжал всю Украину, посетив более 500 приходов.

Народ искренне приветствовал возрождение Родной Церкви, которая открывала своим верным широкие возможности духовного и национально-культурной деятельности. Украинский православный люд снова почувствовал себя хозяином своего родного церковного дома и активно работал для его развития. Приходские советы, как церковные братства в древности, заботились о хорошем состоянии храмов, о нравственной жизни своих прихожан, устраивали торжественные церковные праздники. Восстанавливались давние украинские традиции, братства, благотворительность.

В Украинской Автокефальной Православной Церкви развернули переводческую и издательскую деятельность, в частности в области публикации крайне нужных богослужебных книг на украинском языке. Над переводами особенно много работали митрополит Василий Липковский и архиепископ Нестор Шараивский. Талантливые композиторы, среди них протоиерей Кирилл Стеценко, Александр Кошиц, Петро Гончаров, Порфирий Демуцкий, Яков Яциневич и другие, обогащали сокровищницу украинской церковной музыки.