Из книги “Исторический путь УАПЦ”.  Александер Воронин
Издательство “Воскресение”, Кенсингтон, США, 1992

ПЕРВЫЕ УКРАИНСКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАРАФИИ

Украинские национально-церковные силы начали в новых условиях кампанию за создание украинских парафий и регистрации их в органах власти. Такую возможность открывал перед ними «Закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», провозглашенный Совнаркомом УССР в конце января 1919 года. Этот закон был с одной стороны направлен против Церкви, ибо передавал в руки государства храмы и все церковное имущество и давал властям право закрывать нежелательные ей церкви, конфисковать их имущество, грабить церковные ценности. Но с другой стороны, власть давала храмы в пользование общинам, к которым она не имела претензий.

Весной 1919 года в Киеве была основана первая украинская православная парафия. Это произошло после того, как епископ Черкасский Назарий, руководивший тогда делами Киевской епархии, отверг просьбу православных украинцев Киева на Днепре позволить им отправить Страсти Господни и Пасхальную литургию с чтением Евангелий украинском языке. Власть зарегистрировала парафию и передала в ее распоряжение Свято-Николаевский собор на Печерске, построенный гетманом Иваном Мазепой.

22 мая, в день св. Николая Чудотворца (Николы летнего), в этом храме состоялась первая украинская Служба Божья, которую отправил протоиерей Василий Липкивский и несколько других украинских священников. Композитор Николай Леонтович написал для этой службы оригинальную музыкальную композицию. «Это был действительно день рождения Украинской Автокефальной Православной Церкви, – вспоминал позже митрополит Василий Липкивский. – На всенощной и на мессе собралась такая сила народа, не только в соборе, но и вокруг него было тесно; весь народ плакал, слыша Апостола, Евангелие, псалмы на родном языке; все чувствовали, что это впервые после веков неволи “молятся на свободе невольничьи дети”, как предсказывал Шевченко ».

Вскоре после того, несмотря на сопротивление со стороны епископа Назария и русского духовенства, украинцы основали второй приход при Андреевском соборе, а в июне получили в свое распоряжение Софийский собор. Украинский прихода создавались также по другим городам. Тогда уже действовала Всеукраинская Православная Церковная Рада нового состава. Ее силами был создан Союз украинских православных приходов, который должен был объединять украинские православные общины и координировать их деятельность.

МАНИФЕСТ ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

В то время из кругов деятелей национально-церковного возрождения вышло воззвание «Чего хотят православные украинцы в своей жизни». Это был идеологически программный документ, в котором, среди прочего, провозглашалось:

  • Православные украинцы хотят славить Бога и благодарить Его в молитвах… на своем родном языке и руководствоваться в церковно-религиозной жизни древними обрядами и свойственными Украинской Православной Церкви.
  • Православные украинцы… основывают свои приходы в духе уставов старинных украинских церковных братств, утвержденных восточными патриархами.
  • Православные украинцы не желают и никогда не пойдут ни в католичество, ни в протестантство, ни в унию, как об этом распространяют слухи злые люди, но, стоя твердо на основе Православной веры, моляться с целой Вселенской Церковью за духовное объединение всех верующих.
  • В своих церковных делах украинцы не стремятся к господству над теми народами, что между ними поселились, но не желают также в этом отношении быть в зависимости от других. Поэтому православные украинцы никого и ничем не будут принуждать к своему обряду, к своему церковному устройству.
  • Украинцы не стремятся к отделению от современных украинских епископов и не отойдут от них… но вместе с тем украинцы искренне желают иметь от своих епископов, согласно древнему устройству Украинской Православной Церкви, архипастырское руководство, помощь и единение с народом, в его церковной работе , а не только приказы и распоряжения духовных чиновников.
  • Православные украинцы не хотят никакого разделения с Греческой, Московской, Сербской. Румынской и другими Православными Церквами, а хотят навсегда остаться в братском единении и вере и согласии со всеми ними… Вместе с тем украинцы стремятся к автокефалии, то есть до полной неподчиненности Украинской Православной Церкви никакой другой Православной Церкви.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ АВТОКЕФАЛИИ

Украинские национально-церковные деятели дальше не лишали надежды найти возможность независимости своей Церкви во взаимопонимании с епископами Московской Церкви. Но не только общий язык, но даже намека на понимание со стороны российской иерархии они не находили. Наоборот – сопротивление русских епископов независимым стремлениям православных украинцев все усиливался. 30 апреля в 1920 году по распоряжению епископа Назария все украинские священники Киева были запрещены в священнослужении. В ответ на это, Всеукраинская Православная Церковная Рада, собравшись 5 мая, объявила недействительным распоряжение о запрете священнодействия украинским священникам и постановила прекратить подчинение российской иерархии. «Считать Украинскую Православную Церковь освобожденной от московской превосходства – автокефальной и независимой», – говорилось в постановлении Рады.

Провозгласив автокефалию, Украинская Православная Церковь окончательно разорвала с Московской патриархией. «Киевский епископат, будучи представителем московской духовной власти, постоянным торможением украинского церковного движения, наконец, запретами священников, обнаружил себя не пастырем добрым, а врагом украинского народа и этим своим поступком отошел от Украинской Церкви. Вследствие всего этого Украинская Православная Церковь, состоящая из украинских приходов, осталась без епископов», – заявила Всеукраинская Православная Церковная Рада. Но без епископов не может быть Церкви в полном смысле этого слова. Поэтому получение собственной иерархии стало главным следующей задачей, как говорится в постановлении ВПЦР: «Принять надлежащие и немедленные меры для подготовки и законного перевода Украинской православной населением выборов украинских епископов»