Текст Обращения подготовлен при участии и под руководством Блаженнейшего МЕФОДИЯ, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Автокефальной Православной Церкви.

Одной из главных проблем, стоящих сегодня перед современной Украиной, является преодоление антагонизма между востоком и западом, поиск общих культурных и религиозных символов, которые бы могли объединить разделенную по конфессиональному, языковому и культурному признакам нацию. Украина нуждается в единстве, идеях и ценностях, которые бы одинаково положительно воспринимались среди всего украинского народа, объединяли восток и запад и способствовали консолидации Украинского Православия.

Как показала жизнь, исторические и культурные символы эпохи казачества, которые широко пропагандировались в нашей стране в последние годы, не смогли объединить разделенную Церковь и нацию. Украинская идентичность XVII века формировалась в сложной ситуации противостояния воздействиям, поступавшим из Польши и России, в условиях взаимоисключающего выбора между западным и восточным векторами развития нации. Именно поэтому трагический опыт Украины XVII века оказался для современного украинского общества слишком сложным и противоречивым. Впрочем, в украинской церковной и культурной традициях присутствует идея, потенциал которой мог бы действительно сегодня объединить разделенную страну и Церковь. Это киевская идея или идея и ценности вечного Киева, с которыми на протяжении веков связано историческое самосознание и самоидентификация украинского народа, являющегося прямым историческим потомком Киевской Руси.

Кем мы являемся перед лицом Бога и вечности и в чем заключается наше историческое призвание? Веками на эти ключевые для формирования национальной идентичности вопросы мыслители и историософа Киевской Руси и Украины отвечали, связывая судьбу и призвание нашего народа с судьбой и миссией ее давнего духовного и политического центра – Киева. Основанная святителем Иларионом Киевским и другими киевскими учеными мужами, очерченная в историософских размышлениях и формулах киевских святителей и церковных деятелей XVII века, киевская идея стала определяющей для многих мыслителей и историков ХХ века.

«Киев – новый Иерусалим», – этот известный образ украинской культурной традиции, содержательно связанный с другими символическими определениями Киева («Мать городов русских», «русский Сион», «город Премудрости Божией»), был и остается не только символической историософской формулой или идеологемой. Киев как Новый Иерусалим – это еще и религиозный идеал, на протяжении веков определявший духовные, культурные и общественно-политические приоритеты народа Украины.

Особенно актуальна киевская идея сегодня, когда церковное и общественное сознание ищет идеи и символы, способствующие объединению. Киев – это символ исторического наследования. Символ, объединяющий современную Украину с древней Киевской Русью и ее культурной традицией, которая воспринимается в качестве «золотого века» нашей культуры и государственности всеми украинцами, независимо от того, где они живут – на западе или на востоке Украины.

В этом контексте следует отметить, что осмысление киевской идеи – правда, с разных точек зрения и с отличными приоритетами – происходит сегодня в разных церковных средах, в том числе и в Украинской Православной Церкви под омофором Блаженнейшего Митрополита Владимира. Киевская идея действительно обладает потенциалом стать одним из главных элементов новой украинской идентичности. Но для того чтобы это стало возможным, очень важно, чтобы киевская идея осмыслялась в надпартийном и надюрисдикционном формате, как идея, объединяющая, а не разъединяющая народ Украины. Подобно словам апостола Павла: «А вышний Иерусалим свободен; он матерь всем нам «(Гал. 4, 26). И есть все основания полагать, что именно идея Киевского Иерусалима может стать и уже становится объединяющей всех нас.

Мы с радостью наблюдали, как осенью прошлого года идея Киевского Иерусалима была возрождена и озвучена нашими собратьями из Украинской Православной Церкви. В частности, в своей приветственной речи, которая открыла IX Международные Успенские чтения, Блаженнейший митрополит Владимир подчеркнул, что представлениям о Киеве как о новом Иерусалиме уже почти девятьсот лет, а древний Киев даже был построен по иерусалимской градостроительной схеме. «Киев – это наше небо», – процитировал Предстоятель УПЦ слова своего предшественника митрополита Иова Борецкого.

С не меньшей радостью мы наблюдали и то, как идея Киевского Иерусалима, озвученная Предстоятелем УПЦ, была одобрительно принята и активно поддержана нашими побратимами из Киевского Патриархата. В частности, главой информационного отдела УПЦ КП епископа Евстратия (Зарей), который считает, что в Киевском Иерусалиме отражена «идея противопоставления духовного влияния влиянию политическому. Рим – город политического величия, город власти. Иерусалим – тоже город царский, но Царство это – не от мира, а с небес», а сам Киев «это город, как точка притяжения народа, город-символ нации».

Киевская идея является одним из главных элементов церковной идентичности Украинской Автокефальной Православной Церкви. Надеясь, что она также существенно повлияла на формирование идентичности других церковных юрисдикций в Украине, епископат Украинской Автокефальной Православной Церкви обращается к иерархам других Православных Церквей, украинских историков и культурологов с предложением совместно работать над окончательным описанием и популяризацией киевской идеи. Мы считаем, что киевская идея должна стать темой многих круглых столов, научно-практических конференций, объектом специальных научных исследований, а также факультативно изучаться в духовных и светских учебных заведениях Украины в качестве обязательного / главного, или факультативного / специального курса.

+ МЕФОДИЙ

Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Автокефальной Православной Церкви

+ АНДРЕЙ

Митрополит Галицкий, управляющий Ивано-Франковской епархией

+ РОМАН

Митрополит Винницкий и Брацлавский

+ ИОАНН

Архиепископ Уманский, викарий Киевской епархии, председатель Богословско-канонической комиссии УАПЦ

+ МАКАРИЙ

Архиепископ Львовский, управляющий Ровенской, Волынской и Таврической епархиями

+ ФЕОДОСИЙ

Архиепископ Дрогобычский и Самборский

+ МИХАИЛ

Епископ Фастовский, викарий Киевской епархии

+ ВЛАДИМИР

Епископ Житомирский и Полесский

+ Афанасий

Епископ Харьковский и Полтавский

+ Герман

Епископ Черновицкий и Хотинский