Из книги “Исторический путь УАПЦ“. Александр Воронин
Издательство “Воскресение”, Кенсингтон, США, 1992

МОНОПОЛИЯ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

После того, как в 1943-44 годах в Украину вернулась советская власть, Русская Православная Церковь, возглавляемая Московским патриархом, установила полную монополию над церковной и религиозной жизнью, безусловно считая украинские земли своей территорией. Монополия стала всеобъемлющей в 1946 году после насильственной ликвидации Греко-Католической Церкви, когда Московская патриархия подчинила себе все епархии и приходы в Западной Украине.

Получив в Украине полноту власти, традиционно шовинистическая Русская Православная Церковь на протяжении десятилетий после Второй мировой войны проводила последовательную политику тотальной денационализации церковной жизни. Как и при царе, она отмечалась безоговорочной верноподанностью власти, несмотря на то, что после краткосрочных теплых отношений с Церковью во время войны, атеистический режим уже вскоре после ее окончания развернул новое наступление на веру и Церковь. Одобренное и контролируемое властью церковное руководство не протестовало против массового закрытия церквей, преследования верующих, максимального ограничения своей деятельности. В свою очередь, оно тесно сотрудничало с кремлевскими хозяевами в русификации народа, ликвидации церковной и национальной самобытности. Все достижения прошлого в области украинизации Церкви были беспощадно искоренены. В храмах снова воцарился церковнославянский язык с русским произношением. Исключением была лишь Галичина, где, учитывая глубоко укоренившуюся многолетнюю традицию, допускалась украинское произношение. Проповеди разрешено произносить только на русском языке. Единственная на Украине духовная семинария действовала в Одессе – одном из самых интернациональных городов республики – и, конечно, была вполне русифицированной. Вся церковная администрация и церковную жизнь проводились на русском языке. Из церковного календаря устраняли украинские праздники и святых, а взамен интенсивно пропагандировали почитание русских. Печатный орган экзархата – журнал «Православный вестник» – был безлик и мало интересен, но даже как таковой, он считался опасным для официальной идеологии, и его распространение строго ограничивалось.

ЭКЗАРХАТ УКРАИНЫ – КОЛОНИЯ МОСКВЫ

Православная Церковь на Украине была полностью подчинена Москве. Епископов на епархии в Украине назначал Священный Синод Московской патриаршей Церкви. Все решения по церковной жизни принимались в Москве. Название «Экзархат Украины» практически означала лишь территорию, на которой находились епархии, что ни в чем не отличались от епархий в остальном Советском Союзе. Митрополит Киевский и Галицкий ни был первоиерархом и духовным руководителем самобытной Церкви – он был наместником Церкви-поработителя в Церкви-колонии. Колониальный статус Экзархата Украины особенно отчетливо проявился во время празднования тысячелетнего юбилея Крещения Киевской Руси в 1988 году. Главные празднования с участием представителей многих зарубежных Церквей, выдающихся религиозных, научных и политических деятелей и представителей государственной власти, состоялись в Москве, и только позже, как бы промежду прочим, также и в Киеве – городе, где свет Христовой веры впервые засиял над большой княжеской государством.

Такое положение оставалось неизменным и в первые годы перестройки, даже тогда, когда на Украине начало разворачиваться движение за национальную, культурную и экономическую свободу. Патриарший экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Филарет последовательно осуществлял в своей Церкви шовинистическую политику единонеделимства в Церкви, решительно сопротивлялся борьбе греко-католиков за восстановление их Церкви, а идею возрождения Украинской Автокефальной Православной Церкви отвергал как такую, которая не имеет ни исторических оснований, ни поддержки среди народа. Еще в начале 1989 года он убеждал, что украинский язык, как язык труда и быта, не предоставляется для богослужебного употребления.

Возникновение и быстрый рост движения за восстановление УАПЦ заставил Русскую Церковь и ее наместника на Украине поспешно приспосабливаться к новым обстоятельствам. Речь об этом будет в следующем разделе.