Из книги “Исторический путь УАПЦ“. Александр Воронин
Издательство “Воскресение”, Кенсингтон, США, 1992

КОМИТЕТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ УАПЦ В УКРАИНЕ

Первый огонек движения за освобождение порабощенной Украинской Автокефальной Православной Церкви из московской неволи вспыхнул 15 февраля 1989 года. В тот день Инициативный комитет в Киеве во главе с отцом Богданом Михайлечко опубликовал обращение к Верховным Советам СССР и УССР и международной христианской общественности. Напомнив о долголетней неволи и бесправии Украинской Церкви под властью Москвы, пять основателей комитета высказали и обосновали требование восстановления полной автокефалии: «Иерархия Русской Православной Церкви… и до сих пор не признает: существование обособленной религиозной традиции… с ее культурой, языком, обрядностью… Православная Украина не может мириться с такой антиевангельською, антиканонической практикой. Как каждая цивилизованная нация, мы имеем неотъемлемое право на свою независимую автокефальную Православную Церковь».

В течение года эта инициатива развернулась в движение национально-церковного возрождения. Начало было нелегким. На Пасху 1989 года основанная в Киеве Украинская православная община отправила праздничное богослужение в частном доме. Это было первое украинское богослужение в столице Украины с 1943 года. Но в начале июня киевская городская власть отказалась зарегистрировать приход УАПЦ на Подоле, мотивируя это тем, что «такой Церкви, как УАПЦ, никогда не было и нет, а потому несуществующую Церковь зарегистрировать нельзя». Это – дословное повторение шовинистического тезиса, который охотно высказывал московский экзарх Украины митрополит Филарет.

ВСПЫШКА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Веховой датой в истории новейшего возрождения УАПЦ стал праздник Преображения Господня 19 августа 1989. В тот день приход апостолов Петра и Павла во Львове провозгласил о своем выходе из подчинения Московскому патриарху и создал первую действующую общину Украинской Автокефальной Православной Церкви. В призыве к иерархии, духовенству, церковнослужителям и верующим, подписанном более, чем 1800 лицами во главе с настоятелем, отцом Владимиром Яремой, решительно отмечено: “Патриархи-иностранцы не наведут в нашем доме порядок. Это должны сделать мы сами”.

20 октября 1989 к возрожденной Украинской Автокефальной Православной Церкви присоединился и возглавил ее епископ Иоанн Боднарчук, что вышел из подчинения Московской патриархии. Выражая чувства тех, кто стремится к независимости Родной Церкви, он, в обращении “Ко всем христианским сыновьям и дочерям украинского народа”, произнесенном на своей первой Божественной Литургии в роли архипастыря УАПЦ, призвал «наконец, осознать, что пора уже самому стать хозяином в своем доме, без указаний и руководства со стороны, а действительно свободными, действительно самостоятельными. Под домом твоим, Украина, я понимаю храм, твою Церковь Украинская Независимую Самостоятельную, то есть автокефальную Церковь ».

Дальнейшее развитие Украинской Автокефальной Православной Церкви пошло быстрым темпом. Во Львове создан Церковный Совет – руководящий орган возрожденной Церкви, принят устав УАПЦ. К УАПЦ начали присоединяться приходы Русской Церкви на Львовщине, Ивано-Франковщине, Тернопольщине и Волыни. Возникали отдельные украинские автокефальные православные общины в Восточной Украине. К концу 1989 года Украинская Автокефальная Православная Церковь имела уже более 100 приходов.

9 декабря 1989 в Киеве основано Всеукраинское Православное Братство св. апостола Андрея Первозванного, которое стало действенным центром возрождения Церкви. В начале 1990 года начали основываться краевые и местные Братства в западных, а затем и в других областях Украины. Во многом благодаря инициативам и стараниям Братств, Украинская Автокефальная Православная Церковь становилась все более видимой в Киеве и других городах Украины. Происходили публичные богослужения, празднование памяти выдающихся личностей украинской церковной и национальной истории. Священники УАПЦ участвовали в общественных торжествах, открывали молитвой съезды. 10 марта в Киеве состоялась первая православная Литургия в церкви св. архистратига Михаила на территории Музея народной архитектуры и быта. С тех пор службы отправляются там еженедельно. Во Львове, кроме прихода-пионера свв. апостолов Петра и Павла, в начале 1990 года было уже несколько украинских автокефальных православных общин, включая историческую Успенскую церковь. 22 января в УАПЦ перешло одновременно более 200 приходов в Ивано-Франковской, а их примеру последовали многие другие общины в Галичине. Печальным побочным следствием этого быстрого роста УАПЦ стал межконфессиональный конфликт между православными и греко-католиками, что продолжается до сих пор.

РЕАКЦИЯ РПЦ

Русская Православная Церковь сначала отреагировала на возрождение УАПЦ традиционными запретами в священнослужении, отлучением от Церкви. Когда же это не остановило национально-церковное движение, Церковь-поработитель начала идти на уступки: разрешено отправлять богослужения и произносить проповеди на украинском языке, где того желает большинство прихожан, издан на украинском языке Новый Завет и требник. В Киеве открыта духовная семинария, хотя тоже почти полностью с русским языком преподавания.

В конце января 1990 Архиерейский Собор Московской патриархии, осознав факт серьезной угрозы ее господству над Православной Церковью в Украине, пошел еще дальше – Украинский экзархат переименован в Украинскую Православную Церковь, создан Синод из пяти епископов, как собственный орган церковного управления. Высказывались обещания большей самостоятельности церковно-религиозной жизни.

Эти лживые шаги Русской Православной Церкви, направленные на торможение развития возрожденной национальной Церкви украинского народа, не принесли желаемых результатов: национально сознательным украинцам было ясно, что это – только смена вывески на той же старой церковной постройки. Поэтому они продолжали быстрым темпом восстанавливать свою тысячелетнюю Украинскую Автокефальную Православную Церковь.

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ

31 марта 1990 года в жизни возрожденной Церкви произошло событие исторической важности: архиепископ Иоанн вместе с двумя другими каноническими епископами рукоположил для УАПЦ нового епископа – владыку Василия, назначенного на Тернопольско-Бучацкую кафедру. «Хиротония стала знаменательным событием среди верующих, – рассказывал очевидец. – Слыша торжественные звуки колоколов, радостные люди повсюду выходили из домов на улицы и дворы… Поистине трогательная, торжественная и эпохальное событие». 8 апреля состоялась хиротония епископа Ивано-Франковского и Коломыйского Андрея. Украинская Автокефальная Православная Церковь стала иерархически завершенной, а ее жизненность обеспеченной. Развитие собственной иерархии продолжалась в последующие месяцы. 28 апреля рукоположен епископ Черновицкий и Хотинский Даниил, 29 апреля – епископа Ужгородский и Хустский Владимир, 19 мая – епископ Луцкий Николай, 25 мая – епископй Черниговский и Сумской Роман, а 15 сентября – епископ Ровенский и Житомирский Антоний. Первоначальные назначения некоторых иерархий были позже изменены. Процесс разделения Церкви на епархии не закончен и по сей день.

ПЕРВЫЙ ВСЕУКРАИНСКИЙ СОБОР УАПЦ

5-6 июня 1990 года в Киеве состоялся Всеукраинский Собор УАПЦ с участием более 700 делегатов со всей Украины, среди них 7 епископов во главе с архиепископом Иоанном и более 200 священников. Собор формально утвердил факт восстановления Украинской Автокефальной Православной Церкви в Украине и принял историческое решение о подъеме ее до уровня патриархата. Так, впервые в истории, Украинская Православная Церковь получила право, принадлежащее Церкви каждого народа. Первым патриархом Киевским и всея Украины избран митрополит Мстислав, возглавляющий Украинскую Автокефальную Православную Церковь в диаспоре и носит титул местоблюстителя Киевского митрополичьего престола. Архиепископу Иоанну присвоен титул митрополита Львовского и Галицкого.

Всеукраинский Собор принял ряд других важных постановлений, в которых утверждается автокефальный статус Украинской Православной Церкви и провозглашаются ее основы. Признан недействительным акт присоединения Украинской Церкви к Московской в ​​1686 году, как противоречащий канонам Вселенской Православной Церкви. Провозглашено недействительными и неканоническими все санкции, наложенные на владыку Иоанна Синодом Русской Православной Церкви. Подтвердив принцип независимости Украинской Автокефальной Православной Церкви от любого чужого церковного центра, Собор подчеркнул, что возрожденная УАПЦ, руководствуясь украинскими историческими традициями, «провозглашает неизменно толерантное отношение ко всем вероисповеданиям, христианским конфессиям и автокефальным Церквям и призывает к согласию и любви». Участники Собора заявили о неотложной необходимости духовного обновления и новой христианизации Украины. Украинскому языку присвоен статус «языка богослужения УАПЦ». Принято постановление о развитии духовного образования. Решено учредить при УАПЦ зарубежный отдел по связям с другими автокефальными Православными Церквами.

Историческим событием в связи с Всеукраинским Собором УАПЦ было разрешение властей отслужить молебен перед открытием Собора и благодарственный молебен после его окончания в святой Софии. Впервые после 1934 года, когда древняя святыня нашего народа была закрыта и разграблена, в ее стенах вознеслась молитва благодарности Богу за Его великую Пасху. Крестный ход 5 июня от Софийской площади к месту Собора останется в памяти киевлян незабываемым воспоминанием.

ПАТРИАРШАЯ ИНТРОНИЗАЦИЯ

Приглашенный на Всеукраинский Собор митрополит Мстислав не мог прибыть, потому что не получил въездной визы. Нe изменило ситуации и избрание его патриархом Киевским и всея Украины: визу не выдавали четыре месяца. А власть, несмотря на многочисленные обращения, упорно отказывалась признать и зарегистрировать УАПЦ. И только постоянное давление со стороны верующих и Всеукраинского Православного Братства, который включал цепное голодание в течение августа-сентября, пикеты, митинги и петиции, а также усилия группы депутатов из демократического блока Верховного Совета УССР, сломили сопротивление вражеских УАПЦ сил.

2 октября 1990 Верховная Рада УССР признала и узаконила Украинскую Автокефальную Православную Церковь по всей Украине. 19 октября патриарх-элект Мстислав прибыл в Киев, где его радостно встречали тысячи верующих. Опять открылась ворота Софийского собора, и владыка Мстислав отправил в нем благодарственный молебен. В течение более месячного пребывания на Украине первый украинский патриарх объехал много местностей; под его руководством состоялся собор епископов УАПЦ.

18 ноября в Софийском соборе при участии тысяч верующих, заполонивших площадь вокруг храма, патриарх Мстислав торжественно введен в Киевский патриарший престол.

РОСТ И РАЗВИТИЕ УАПЦ

1991 был годом дальнейшего становления и утверждения Украинской Автокефальной Православной Церкви в Украине. В конце марта в Киев вернулся патриарх Мстислав и на этот раз провел в Украине более четырех с половиной месяцев. Он много путешествовал, посещал общины верующих в разных местностях Украины, возглавлял религиозные и национальные празднества, вел переговоры в деле развития УАПЦ с представителями власти. Во время его пребывания в Украине создано патриаршую канцелярию с рядом комиссий. Иерархия УАПЦ увеличилась в 1991 году на трех епископов: 23 июня рукоположен епископ Каменец-Подольский и Хмельницкий Антоний, 30 июня – епископ Лубенский Поликарп, а 21 июля – епископ Днепропетровский и Запорожский Пантелеймон.

В течение года продолжалось распространение Украинской Автокефальной Православной Церкви на Подолье, Волыни и в областях Восточной и Южной Украины. После долгой борьбы, получили в свое распоряжение храмы приходы в Харькове, Чернигове, Житомире, Одессе и многих других городах; разворачивается строительство новых храмов. УАПЦ передано трапезную церковь св. Иоанна Богослова – единственная, уцелевшая из комплекса Златоверхого Михайловского монастыря в Киеве. В конце октября 1991 года, как результат публичного голодания, устроенного группой верующих, власть вернула УАПЦ Свято-Андреевский собор, и 2 ноября там состоялась первая литургия.

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

В своем становлении в Восточной Украине Украинская Автокефальная Православная Церковь постоянно встречается с бешеным сопротивлением со стороны так называемой Украинской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Филаретом. В течение 1991 были многочисленные случаи, когда партократическая власть на местах, способствуя УПЦ, отказывала Украинский автокефальным общинам в регистрации и предоставлении им храмов или других помещений для богослужебных служб, или соглашалась лишь после долгих проволочек. Во многих местностях положение не изменилось даже после провозглашения независимости Украины и исторического референдума 1 декабря.

В западных областях Украины, где Украинская Автокефальная Православная Церковь многочисленная и сильная, церковная жизнь проходит в условиях трагического межконфессионального конфликта. Греко-Католическая Церковь, которая сначала приветствовала возрождение независимой Украинской Православной Церкви, резко изменила свою позицию, когда стало ясно, что сотни бывших греко-католических приходов в Галичине совсем не заинтересованы возвращаться под власть Рима. Лозунгами воинствующих католических кругов стали «Галичина католикам! Православные за Збруч» УГКЦ добивается возвращения ей всех храмов, которые принадлежали ей до 1946 года, когда Греко-Католическая Церковь была насильственно ликвидирована и присоединена к Русской Православной Церкви. При этом полностью игнорируется воля прихожан многих общин, вернувшихся к Православной вере предков и желающих в ней оставаться. Логичный и справедливый временный выход из этого сложного положения – поочередные службы богослужений двумя вероисповедания в том же храме ко времени, когда для меньшинства совместными усилиями будет построен собственный храм – часто не имеет успеха учитывая воинственный конфессиональный фанатизм. Из разных местностей Западной Украины раз за разом поступают сообщения о насилии, схватках, непримиримой вражде. Некоторые определенно предвзятые органы власти на Львовщине и Ивано-Франковщине, а также пресса, активно поддерживают католиков за счет православных.

УАПЦ В НЕЗАВИСИМОМ УКРАИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Провал коммунистического путча в Москве в корне изменил ситуацию на Украине во всех сферах жизни, захватив и церковно-религиозную часть. Bсеукраинское Православное Братство выступило уже в первый день переворота с осуждением попытки вернуть страну к диктатуре. 24 августа иерархи и священники УАПЦ отслужили в честь провозглашения независимости Украины благодарственные молебны в храмах по всей стране. В новых обстоятельствах перспективы развития Украинской Автокефальной Православной Церкви стали гораздо светлее, несмотря на то, что  административно-бюрократический аппарат во многом остался на местах и ​​продолжает свою упорную обструкцию. Безусловно лучше выглядит ее перспективы в будущем. В независимом украинском государстве независимая Православная Церковь украинского народа будет магнитом, притягивать к себе все больше верующих, которые, отыскав свое национальное сознание и гордость, вернутся в лоно Церкви-матери.

В свою очередь, подчинена Москве Украинская Православная Церковь в новых условиях неизбежно теряет почву под ногами. Эта новая действительность вынудила митрополита Филарета к новому приспособлению и, вместо настойчивой поддержки, как ранее, обанкротившийся Союз, он внезапно начал выражать поддержку независимости. Более того, Собор УПЦ в Киеве 1-3 ноября 1991 года решил просить Московского патриарха Алексия II и епископат Русской Православной Церкви «даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию». Этот шаг был явным стремлением найти для УПЦ новую базу на Украине, и одновременно подорвать Украинскую Автокефальную Православную Церковь – действительно независимую преемницу Киевской митрополии святого Владимира Великого. Но даже автокефалия не спасет Церкви митрополита Филарета, если своим духом она останется чужой и враждебной национальным стремлениям украинского народа.